суббота, 30 декабря 2017 г.

Выстрел в сердце театра..

В сталинские репрессии пострадало множество талантливых людей,одним из которых был Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Он был русским театральным режиссёром,педагогом,теоретиком и практиком театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» ,создателем актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики в 1932. В данной статье будет рассматриваться его творчество и смерть..

Начнём с того,что у Всеволода Эмильевича при рождении было имя Карл Казимир Теодор Мейергольд и он был рождён в в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда (ум. 1892) и Альвины Даниловны (урождённой Неезе). Он закончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию в 1895 поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. После окончания училища В 1898 году Всеволод пошёл дальше и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. Он сыграл много ролей. Допустим,в легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплёва, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма.. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако студия просуществовала недолго..В октябре 1905 года она была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию.. Станиславский писал про него так-«Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». Всеволод Эмильевич не бросил актёрскую деятельность,и в 1906 году был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России.В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении; но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») очень занимала Мейерхольда. Всеволод Эмильевич ставил пьесы и в Александровском театре («У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад» М. Лермонтова (1917). А в 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник — Головин, балетмейстер — Фокин). Когда в стране произошла революция,то в 1918 году Мейерхольд вступил в РКП(б). В этом же году он поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского.С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. С. Луначарского с сентября 1920 по февраль 1921 года заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». Вскоре Мейерхольд создал в Москве театр под названием Театр РСФСР 1-й. Первоначально он был имел название «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа, с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус государственного., с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус государственного. В 1930 Мейерхольд с театром гастролировал за границей,где и встретился с Михаилом Чеховым. В своих воспоминаниях Михаил писал следующее- «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. 8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В. Э. Мейерхольд высоко ценил дарование композитора С. С. Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой «Семён Котко».13 июня 1939 г. в Москве, в Доме актера, открылась Всесоюзная режиссерская конференция, созванная Комитетом по делам искусств при СНК СССР и Всероссийским театральным обществом. Вступительную речь на конференции произнес А.Я. Вышинский. После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд. Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты». Это было единодушное выражение чувств аудитории.Не дожидаясь окончания работы конференции, В.Э. Мейерхольд убыл по делам в Ленинград, где был арестован в ночь на 20 июня 1939 г. в подаренной ему С.М. Кировым квартире на набережной реки Карповки.20 июня 1939 г. за № 4-117188 было направлено распоряжение начальника Управления НКВД СССР по Ленинградской области комиссара госбезопасности 2 ранга Гоглидзе командиру 12 бригады конвойных войск НКВД следующего содержания:Находящегося в Тюрьме УГБ при УНКВД ЛО арестованного МЕЙЕРХОЛЬД – РАЙХ Всеволода Эмильевича, 1874 г.р. ур. гор. Пензы – прошу конвоировать с очередным маршрутом 21 июня 1939 г. с особым конвоем, как особо–опасного государственного преступника, в соответствии с приказом НКВД СССР № 00389, в гор. Москву, в распоряжение Нач. След. Части ГУГБ НКВД СССР». У Мейерхольда был ученик Эйзенштейн,который спас его архив и перевёз его к себе на дачу в Кратово.22 июня Мейерхольда переведут в Москву, на Лубянку. А ещё через месяц - 18 июля - по Красной площади пройдёт красочный физкультурный парад, на котором студенты института им. Лесгафта покажут задуманное Мейерхольдом, но законченное его ассистентом - бывшим актёром и танцором ГосТИМа, ставшим директором названного института - Зосимой Злобиным и мастером гимнастики А. Орловым красочное действо. Это была последняя удачная «премьера» В.Э. Мейерхольда, признанная властью «примером правильного сочетания физкультуры и искусства». Среди зрителей были Л. Берия и подписавший ордер на арест Мастера Меркулов.
Жена Мейерхольда- 3.Н. Райх, была зверски убита в ночь с 14 на 15 июля..После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову:…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… В итоге заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Творчество:
1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский.
1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский.
1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплёв
1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный
1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий
1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес
1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах
1907 «Балаганчик» А.Блока — Пьеро
Режиссёрские работы:
1906 — «Балаганчик» А.Блока, театр В. Комиссаржевской
1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
Театр РСФСР-1
1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев
1921 — «Союз молодёжи» Г. Ибсена
1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым)
1922 — «Нора» Г. Ибсена
1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце
1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
ТиМ
1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров
1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров.
1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс
1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко
1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Ф. Зайчиков, С. В. Козиков, А. Е. Нестеров, Ф. П. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
Другие театры:
1917 — "Маскарад" М. Ю. Лермонтова — Александринский театр
1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции
1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы
1935 — "Каменный гость" А. С. Пушкина — радиоспектакль.
Фильмография:
«Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
«Сильный человек» (1917) — режиссёр
«Белый орёл» (1928) — сановник

Источники: 1) "Мейерхольд, Всеволод Эмильевич- Википедия"-https://ru.wikipedia.org/wiki/Мейерхольд,_Всеволод_Эмильевич
2) "Гипотеза о причине ареста и смерти В.Э. Мейерхольда".-http://vikent.ru/enc/5786/
3) "ДОКУМЕНТЫ РГВА О ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА. К 90-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННОГО АРХИВА".-http://www.vestarchive.ru/arhivnye-dokymenty/1222-dokymenty-rgva-o-tragicheskoi-sydbe-ve-meierholda-k-90-letiu-rossiiskogo-gosydarstvennogo-voennog.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий